Вторник, 22 ноября 2022 года, стал знаменательным днем в истории России и ее морской столицы Санкт-Петербурга. С утра температура воздуха достигала семи градусов ниже нуля, а ветер со стороны Невы довольно основательно продувал собравшихся у стапеля Балтийского завода, где возвышался корпус третьего серийного универсального атомного ледокола «Якутия» проекта 22220.
Несмотря на непогоду, у пропускного пункта знаменитого судостроительного завода, который входит в Объединенную Судостроительную Корпорацию (ОСК) столпилось немало служебных автомобилей и даже автобусов. Всем не терпелось принять участие в спуске на воду нового корабля будущей арктической флотилии ледовых кораблей, способных покорить любые маршруты Северного морского пути.
Недалеко от заводского стапеля с корпусом ледокола «Якутия» гордо стоял украшенный морскими флагами расцвечивания старший брат «Якутии» – атомный ледокол «Урал». Он также имел прямое отношение к событиям дня. Корабль, спущенный на воду 26 мая 2019 года, успешно и в установленный срок, к концу 2022 года, прошел государственные ходовые испытания, и, в соответствии с утвержденным планом, на нем надлежало поднять Государственный флаг России. Это означает, что корабль принят и входит в состав уже действующего ледокольного флота нашего Отечества.
Ледоколы данного класса являются самыми большими и мощными ледоколами в мире. Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России. Не секрет, что для обеспечения Северному морскому пути круглогодичной навигацией на Дальнем Востоке потребуется не менее 13 ледоколов. Эти новые современные корабли крайне необходимы для обеспечения безопасного движения всех транспортных гражданских судов и военных кораблей как в западной, так и в восточной части Северного морского пути.
Суда такого высокого ледового класса имеют стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути.
Основные характеристики ледокола «Якутия»:
- Водоизмещение – 32 747 т (стандартное);
- Длина – 173,3 м;
- Ширина – 34,0 м;
- Высота корпуса при спуске – 15,м, 54,0 м (наибольшая);
- Осадка – 10,5 м (полная);
- Двигатели – 2 ядерных реактора РИТМ-200 по 175 МВт;
- Мощность 60 МВт (81 577 л.с.) на валах;
- Движитель – 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями;
- Скорость хода – 22,0 узла (полная) по чистой воде; 12,0 узлов по льду 1,5 м; 2,0 узла по льду 2,8-2,9 м;
- Автономность плавания – 7 лет (перезагрузка топлива), 6 месяцев (по запасам провизии);
- Экипаж – 54 человека.
Участниками важных событий в истории отечественного флота и кораблестроения стали и кадеты восьмых и девятого классов ГБОУ «Морской лицей» Приморского района Санкт-Петербурга. Они впервые, в рамках инновационного мультимедийного научно-образовательного проекта по отечественному кораблестроению «Буду корабелом», приняли участие в спуске на воду атомного ледокола. Их основная задача на ближайшее время провести научные исследования по выбранной теме, познакомиться с кораблестроительными специальностями и защитить свои проекты. Ребята выбрали ледокольную тему и, похоже, не ошиблись.
Несмотря на морозную погоду, они с большим интересом наблюдали за всем, что происходит на площадке перед громадным стальным ярко-синим корпусом ледокола, который на их глазах в скором времени покинет берег и кормой рассечет воды Невы.
Торжественную церемонию спуска «Якутии» на воду и поднятия российского флага на атомном ледоколе «Урал» по видеосвязи провел Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, во время которой он заявил, что суда такого высокого ледового класса имеют для нас стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути». Глава государства подчеркнул, что развитие Севморпути позволит России «полнее раскрыть свой экспортный потенциал» и наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Путин отметил, что оба ледокола были заложены в рамках большого серийного проекта и являются частью нашей масштабной, системной работы по переоснащению и пополнению отечественного ледокольного флота, по укреплению статуса России как великой арктической державы.
Президент также напомнил, что “Урал” приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а “Якутия” должна вступить в строй в конце 2024 года, и эти сроки должна неукоснительно соблюдаться.
Что же, придется и морским кадетам строго выполнять намеченные научно-исследовательские планы по разработке и защите своих проектов. И кто знает, может пройдет немного времени и кто-то из них сможет подняться на борт прославленных ледоколов не в качестве туриста, а специалиста по управлению этими мощными кораблями. При этом они на всю жизнь запомнят этот холодный день, когда мимо них на невскую воду был спущен самый большой в мире ледокол.
Раздолгин А.А., заместитель директора по УВР, капитан 1 ранга